Татьяна Пушкина рассказала о современном телевидении

 

утро.ру
В гостях у "Yтра" побывала телеведущая, проректор Московского института телевидения и радиовещания "Останкино" Татьяна Пушкина. Она рассказала нашим читателям, что такое "ящикозомбирование", поразмышляла о том, нуждается ли публика в высокосветских наставлениях и витиеватых передачах, с горечью признала, что ТВ - это отчасти лакей рекламы, и пояснила, зачем нужно общественное телевидение и что нового может предложить зрителю такой формат вещания.

Ирина:
Татьяна Вячеславовна, какими качествами должен обладать телеведущий? Насколько важно для телеведущего быть хорошим журналистом?

Татьяна Пушкина:
Вы понимаете, для меня привязка к слову "журналист" относительно ведущего не очевидна, я не могла бы поставить знак равенства между этими понятиями, потому что журналист - это человек, который закончил факультет журналистики, умеет писать текст, а телеведущий - это человек, который прежде всего способен задавать вопросы, человек не успокоенный, способный быть живым и искренним, с хорошим чувством юмора. Это мне кажется очень важным.

null:
Ваше отношение к людям с ограниченными возможностями, может ли такой человек стать профессионалам.

Татьяна Пушкина
Татьяна Пушкина:
Безусловно. Более того, я в последнее время общалась с девочками, ребятами из этой категории , я общалась с такими людьми, которые сами понимают, что их возможности ограничены, но без сомнения такие люди могут найти себя на телевидении, потому что самое главное - уметь копаться, дойти до сути, иметь жизненный опыт. Я своим студентам говорю: "Пока вы не дойдете до рефлексии, не начнете переживать, плакать, вы не поймете другого". Человек должен быть очень тонкокожим. Поэтому люди, которые через многое прошли, само собой имеют опыт и знание, как это преодолеть.

У меня есть история невыдуманная. Не так давно в мою группу пришел молодой человек, очень симпатичный, очень приятный, общительный, с костылем. И когда все рассказывали о себе, он просто рассказал без рисовки, что пошел в армию, чтобы понравиться папе своей девушки, и в результате несчастного случая потерял ногу. Совершенно не отчаялся, не опустил руки, и как результат он пока из этой группы один, кто подал резюме и работает на канале "Москва24". Программа называется "Выход в город". Название передачи, когда человек с травмой ноги "выходит в город" - это очень символично. Димка еще приходит ко мне, мы продолжаем общение, и поэтому однозначно могу сказать: "Не стоит на себе ставить крест, даже если такая трагедия случилась".

Юрий:
Есть ли бюджетные места на факультет журналистики института МИТРО ?? И предоставляется ли место в общежитии на заочном отделении ??

Татьяна Пушкина:
Начну с конца. У нас вообще не существует общежития, но мы не можем, естественно, не помогать иногородним студентам, поэтому мы заключаем договор с компаниями, которые содержат общежития, вырабатывают цены, и люди могут получить там места. Вторая дорога - у нас заключается договор с компаниями, которые занимаются съемным жильем, там мы тоже все держим под контролем, все легально. Студенты, как правило, вместе снимают квартиры. Что касается людей на заочном отделении, они попадают под те же условия. Бюджетных мест у нас нет, вуз у нас коммерческий, и материальная база, с которой мы работаем, очень емкая с точки зрения затратности, мы постоянно парк техники должны обновлять, что мы и делаем. Но у нас есть система - если человек первые два курса заканчивает на 4 и 5, проявляет себя как заинтересованный студент, проявляет себя в общественной жизни, то в начале 3-го курса собирается совет при Почетном ректоре нашего вуза Генрихе Авиэзеровиче Боровике, где обсуждаются кандидатуры, которым Боровик присуждает гранты. Это возможность обучаться бесплатно, но свою состоятельность нужно подтверждать от сессии к сессии. Грант можно потерять, если отключиться от общественной жизни или нахватать троек. Сейчас таких человек у нас учится семь.

Иван:
Скажите, пожалуйста, зачем нужно общественное телевидение? Что нового может предложить зрителю такой формат ТВ?
Заранее спасибо за ответ.

Татьяна Пушкина:
По хорошему Общественного телевидения у нас пока не особо много. На данном этапе все идет очень специфическим образом. Набирая кастинги, оно занимается, на мой взгляд, накоплением интеллектуальной собственности, которая ему не принадлежит. Это что касается общественного российского телевидения.

Задача набрать контент, не связанный с покупными форматами, потому что российское телевидение в этом погрязло. Общественное телевидение нужно для того, чтобы появились передачи, обращенные к человеку, к зрителю. Не всегда западный формат можно удачно адаптировать, и это нашего зрителя очень напрягает. Общественное телевидение нужно, чтобы приобрести такие форматы, которые действительно были бы напитаны жизнью, полностью, принципиальностью и правдой. Хотя это, конечно, сложно.

В том числе наш институт в связи с этим включился в деятельность общественного московского телевидения. Уже есть программа "Заводчане", это программа, которую студенты видят, как подобие программы "Пока все дома". Но если та программа об известных людях, то здесь есть идея посвятить ее семьям трудовых династий.

Есть программа "Зеленая улица", посвященная всяким дачным трудностям, экологической атмосфере в городе, с очень интересными предложениями. Какой в столице воздух и экосреда, мы каждый день слышим, но никто подробно нам не объясняет. За неделю набросалась эта история, и согласитесь, любой живущий в городе человек не без интереса отнесется к названным темам.

Валерия:
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как стать телеведущим, если ты не из Москвы? С чего следует начать?

Татьяна Пушкина:
Мне кажется, профессия телеведущего никак не связана с Москвой. Если ты не москвич, это не значит, что ты не попадешь на телевидение. С большой радостью я вижу своих студентов, которые уже успели поработать у себя - из Самары, из Тюмени есть девочки, которые там процветали, и имеют шансы здесь. Есть из Ростова на Дону. Вопрос, если все получается там, то зачем здесь? Тут логика одной из трех сестер)) в Москву, в Москву. Но смысл все-таки есть, даже если собираешься остаться на региональном канале. Есть смысл познакомиться с профессиональными каналами, получить уровень образования. Я была в Сочи и посмотрела там программу "Утро", вела сочинская ведущая. И на радио я приехала и сказала: "Зачем же с таким лицом вести такую передачу?" На что получила ответ: "Вы не знаете, сколько нам тут платят". Но это значит, что вы не работаете. В Москве могут научить справиться с говором, с диалектами, которые мешают жить) Если есть серьезные региональные дикционные огрехи.

Ника:
Татьяна, расскажите, что бы вы хотели поменять на нашем телевидении? Есть ли какой-то образец, по которому его можно лучше построить?

Татьяна Пушкина:
Не знаю... я аккуратно отношусь к образцам, потому что с точки зрения эзотерической, не лучшая постановка вопроса - быть или делать как что-то... Не назову ориентира, а сформулирую так : Я бы хотела, чтобы не телевидении было больше людей старше 30 лет. Никто не станет спорить, что эти люди обладают неким опытом, способны понимать, о чем говорят, вникать в суть явлений. Любое телевидение за рубежом включите - новости и экспертные оценки не рассказывают люди до 30, все ведущие после 40 лет. У нас читают девушки, которые только вышли из-за школьной парты, и рассказывают нам об экономическом кризисе, пытаются что-то анализировать. Это мне кажется нелепым. Далее, мне кажется, что телевидение должно быть развернуто к человеку. Там появляются всегда одни и те же люди, как приклеенные. Те, кто сегодня в силе, того вызывают на программу, как будто у них там общежитие.

Далее. То же самое происходит с развлекательными программами. Кто помылся, тот на сцену, как в бараке. Это чудовищно, ужасно, противно, неинтересно и грустно. Что с этим делать? Мне кажется, неплохо было бы вспомнить смысл песни Андрея Макаревича, что иногда лучше пойти ко дну. Начать уважать себя, успокоиться и уйти. Это относится, кстати, и к политическим программам.

И конечно же, я бы выдрала бы утреннее вещание с корнем и сделала бы его человеческим. Я была в прошлом году в Греции, которая претерпевает кризис, была в Испании, Италии. Конечно, это солнечные страны и у них, конечно, витамин Д бурлит и заставляет их улыбаться. И настолько у них простые, доступные, яркие программы утром, что становится приятно. Сидят люди, кстати, тоже не детсадовского возраста, разговаривают между собой, смеются, шутят, обсуждают новости. У нас же это байки из склепа. Почему-то не хотят у нас над утренним форматом думать. Я бы исключила из этого списка канал "Россия", все-таки кто-то мудрый подумал, что это здорово, когда мужчина сидит рядом с женщиной и разговаривает, у них бывает разное мнение. И даже если реплики им прописали, иногда проскакивает что-то живое. Во всех остальных историях это какая-то чумная мертвечина. И мне бы очень хотелось, чтобы это межполовое общение стало предметом изучения прежде. У нас так мало программ, посвященных человеческим взаимоотношениям сегодня. И еще все чаще даже в качестве ведущих каких-то церемоний часто появляются два-три-четыре мужчины. Что-то странное происходит. При этом я не считаю хорошей парой ведущих любую пару с Анастасией Заворотнюк.

Дмитрий Серов:
Как вы считаете, настанет ли день, когда интернет абсолютно вытеснит телевидение на второй план? Если да, то как скоро?

Татьяна Пушкина:
Некрасов приходит мне на помощь:
"Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе".
Думаю, что не скоро. Потому что Россия - это не Москва и не Питер. И это телевизоры "Радуга", которые переключают пассатижами или есть две кнопки - 1 и 2. Может быть, часть телевидения и уйдет в Интернет, но не скоро.
Нам придется ждать, пока вымрет поколение... где-то мое поколение, потому что я не пойду в Интернет для этого.

Вилена:
Татьяна, как журналист, как вы относитесь к недавним угрозам Лепса и компании желтым журналистам? Нужно ли менять законы по сми, вводить этические нормы или это ограничение свободы слова?

Татьяна Пушкина:
Я думаю, что нужно вводить законы по СМИ. Просто под личиной некой свободы слова к нам приползают смердящие гиены и волки желтой прессы, которые не знают ни совести, ни чести. Мне кажется, с Лепсом та же история произошла. Это даже не потому, что что-то придумали, это чаще всего дикое попустительство, незнание профессии и даже незнание и неумение отличить лицо Лепса от Васи Пупкина, или Татьяны Пушкиной от Оксаны Пушкиной, Сати Казановой от Эвелины Бледанс. Им наплевать. У нас в государстве всегда происходит эта история, нет понятия моральный ущерб, потому что нет понятия мораль. Это уже вопрос про права человека, а это сложная история.

Алена Шаповалова:
Я заметила, что все больше и больше в сми идут не выпускники журфака, а люди с абсолютно разными специальностями, не только гуманитарными. Как вы считаете, Татьяна, это как-то сказывается на их профессионализме? Вообще журналистика - это то, чему можно научить или врожденный навык?

Татьяна Пушкина:
Это действительно так. В СМИ идут не только из журфака, идут заинтересованные люди, которым на месте не сидится. Нужно ли подучиться, выйдя из другой специальности, это зависит от многих обстоятельств. У человека может быть светлая голова и он проследит логику, если человек имеет знания в какой-то области, он может занять свободную нишу и станет бесценен. Что касается вообще журналистики, можно ли ей научить... это скорее не навык. Было бы круто, если бы человек родился и сразу журналист)) Сразу с ручкой или компом. Мне кажется, что научить можно схеме, а применению научить невозможно. Все равно что дать человеку удочки и отправить его на рыбалку, не факт, что что-то наловит. Смекалка, заинтересованность, знание где клюет, где нет - вот что должно быть у человека.

В.Царев:
Помните ли вы такие телевизионные программы как "Джентльмен-шоу", "Каламбур", "Маски"? Как ним относитесь? Нужны ли подобные развлекательные программы сейчас?

Татьяна Пушкина:
Да, безусловно помню. Не люблю и не любила никогда. Но дело же не во мне. Можно, если они востребованы создать отдельный спутниковый канал и пустить те же программы, пусть крутятся в системе нон-стоп. И если человека бесконечно волнует нагнувшаяся медсестра, человек из Одессы и персонажи, которые резвятся в избе - ради бога. Все это можно смотреть.

Фёдор Самойлов:
Татьяна, добрый день! Мы все хорошо помним Вас по Вашим телепердачам и уверены, что на новом преподавательском поприще Вам также будут сопутствовать удача и успех! Теперь вопрос: Скажите, что Вам известно по поводу расширения спектра спортивных телетрансляций в будущем? Намечены ли какие - либо меры по переводу большинства спортивных трансляций на действительно федеральный уровень, в отличие от того "получастного", который, увы, имеет место быть уже в течение многих последних лет? Спасибо.

Татьяна Пушкина:
Спасибо большое за пожелания успеха! Действительно тут удача и успех - это успех моих учеников. По поводу расширения спортивных трансляций, не самый легкий вопрос. История с "Россия2" (бывший канал "Спорт"), у которого забрали огромный кусок. Сейчас утром я если включаю телевизор, хочу посмотреть биатлон, натыкаюсь на что-то непонятное - фильмы, которые никому не нужны. Это дело тонкое, любые телетрансляции завязаны на очень больших деньгах. И за них борются центральные каналы. Они участвуют в аукционах и так получается, что каналу "Спорт" достается то, что называется "остатки сладки". Даже возьмем простую историю. В биатлоне рядовые гонки идут по "России2", а козырные трансляции по Первому каналу. Есть в этом определенное горюшко, но я надеюсь, что будет выполнена та директива, которую высказывают руководители нашей страны: должны быть специализированные каналы. Хочешь смотреть спорт, смотри его круглосуточно и это не должно быть в платном пакете, тем более что это лучше, чем "Маски-шоу" и "Каламбур" вместе взятые)

Vladimir:
Очень хорошее российское телевидение. НО... На первом канале очень много времени занимает Иван Ургант! Это становится просто неприличным! Устали уже от его юмора. Ему нужна срочно альтернатива. Вчера смотрел КВН! Передача заметно обмелела по части юмора и сатиры! Нужен свежий ветер перемен!

Татьяна Пушкина:
Владимир, я совершенно солидарна с вами в желании освежить , единственное, что, к сожалению, я в одиночку не способна создать этот ветер, чтобы он сдул эту компанию с экранов. Хотя разделю ваши тревоги. Потому что этим путем воды, огня и медных труб идут все люди, которые появляются на телевидении, и медные трубы становятся самым сложным испытанием. Они настолько громко дудят, что человек не слышит свой внутренний голос. Не то что Ваня не молодец, он молодец, это же не его решение появляться на экранах круглосуточно. А сказать, что нет новых людей - они есть, у меня учится 160 человек, треть из них я могу предложить и каждый второй будет способен это сделать... Коррупция.

Ирина Петрова:
Я человек не молодой и люблю смотреть сериалы, особенно экранизации. Теперь с этим плохо- одни стрелялки, по всем каналам. А кабельное или тарелка не всем по карману. Так что в основном смотрим 1 канал и Россию- а там смотреть стало нечего по вечерам. Когда-то много покупали зарубежных, итальянских, французских мелодрам - теперь этого нет. Не понятно - из-за денег?
И вообще - если что-то хорошее - идет поздно ночью.

Татьяна Пушкина:
Да. Хорошее идет поздно ночью, я прихожу домой где-то после 11. Сразу отдохнуть не получается и тоже понимаю, меня это всегда бесконечно раздражает, пора идти спать, а хочется посмотреть еще. Меня поразило, когда погибла Марина Голуб, был снят замечательный фильм, его делали мои друзья, хотелось чтобы он был теплым, без ненужных людей. Я была поражена, что первый показ был в 23:50. Не знаю, может быть, это все связано с тем, что мы сейчас поддерживаем российского производителя, бесконечно клепаются сериалы про какие-то тяжелейшие взаимоотношения, они сейчас выходят на первый план. Вот вам, Ирина, бросаются стрелялки, а мне бесконечные неверности, измены и намеки на то, что, ничего не умея, можно получить очень многое.
Что она шла, шла и что-то нашла) И так 25 серий. Все молодцы, а потом она же вышла замуж за олигарха)

Сергей:
Не кажется ли Вам что ТВ - лакей к рекламы. Залежался шампунь - меладрама для девушек, затоварились дездорантом - попробуйте криминальный боевичок для мужщин. Советское ретро - для лечения суставов и атерсколероза у старшего поколения. Капитал первичен, прочее даже не вторично.

Татьяна Пушкина:
Ну да, это давно, это история неистребима. Если я еще застала времена, когда на полном пионерском серьезе мы могли прийти и сказать, что мы хотим делать программу и ожидать, что та или иная компания нам поможет, можно было в конце просто написать титр: "Генеральный спонсор тот-то". Это сейчас это невозможно, все ушло на откуп коммерческим дирекциям и абсолютный разгул в этом смысле происходит. Давно все форматы, все хронометражи рассчитываются таким образом: 26, 39 и 52 минуты. Рядовому зрителю это кажется странным, почему именно столько, - все остальное добивается рекламой. Причем рекламой канала и рекламой продукции. Чем популярнее программа, тем популярнее реклама шампуней и прокладок. Я бы это запретила раз и навсегда. Меня это очень задевает, я не понимаю, почему даже дети должны думать, что от женщин дурно пахнет.

Мне кажется, что реклама гигиенических изделий и лекарств, за исключением средств от гриппа во время эпидемии - все остальное профанация, включая шампунь "Лошадиная сила" и Анну Семенович.

Маргарита:
Уважаемая Татьяна! Появится ли у нас сериал, сравнимый по популярности с Великолепным Веком (Турция)? За последнее время вообще турецкие сериалы захватывают российского зрителя (смотрите интернет).

Татьяна Пушкина:
Спасибо, Маргарита, но я совершенно ничего не знаю про турецкие сериалы. Простите, я очень много работаю, нет времени) Уже упоминала, что я не тот человек, который способен смотреть через компьютер. Не могу по своей психофизике, характеру себе это позволить. Это не мой способ существования.

Николай Пестов:
Уважаемая Татьяна, здравствуйте!
Может Вы ответите на вопрос - почему на канале ТВЦ исчезла передача "День города"? Пожалуй, за последнее время это была самая интересная и познавательная передача. Я несколько раз посылал вопрос об этом на канал, но ответа не получил. Спасибо.

Татьяна Пушкина:
Николай, вы знаете, я 100% информацией не обладаю, не рискну предположить, что в силу того что мэром города (а программа эта была рупором мэрии) сейчас предполагаются разнонаправленные усилия, мне кажется, что эта программа сейчас приторможена, чтобы дать возможность непопулярным нововведениям угнездиться, чтобы программа не стала волнорезом, на который пойдет весь удар. Я не понимаю, как на Тверской улице нельзя останавливаться, для чего там магазины, если там нельзя пройти. Это лишь малая доля от всех непопулярных нововведений. Но не ошибаются те, кто ничего не делает. Поэтому я полагаю, что программа проходит переформатизацию.

Вячеслав:
Татьяна, Вы слышали про слово ящикозомбирование? Все эти возвышенные витиеватые передачи для вас самих, или Вы и в правду думаете, что публика нуждается высокосветских наставлениях и моде на планку культуры? Не кажется Вам что все на ТВ однобоко, как и само телевидение, можно создавать институты вещания, но ведь это по вашим собственным меркам - как вам кажется то и "впаривается"?

Татьяна Пушкина:
Вячеслав, вам ли говорить о витиеватости вещания, поскольку ваш вопрос сегодня явился победителем в разряде витиеватости)) Не примите это как отповедь, я согласна с вами, что у нас нет золотой середины и не факт, что ее вообще возможно достичь. Либо говорить что-то жестко, что уже жить не хочется, либо навешивать виньетку ложной сути. Если на канале "Культура" что-то непонятно, то да, там некий патриархальный уклад общения и донесения программ. Но, честно говоря, я за то, чтобы это было. Потому что вначале вы слушаете некую витиеватую фразу как набор слов, потом она вас увлекает как музыка, есть вероятность, что впоследствии эта музыка станет вашей любимой и вы начнете говорить на этом языке. Если вы намекаете на некую вкусовщину, то действительно каждый человек существует так, как подсказывает ему его внутренний строй. Если человек искренний, я его уважаю.

Денис:
Татьяна, здравствуйте! Скажите, реально ли устроиться работать на телевидении человеку с навыками журналиста, но без профильного образования? Такое ощущение, что берут только своих или по знакомству...

Татьяна Пушкина:
Денис, никто не отменял некую позвоночную систему. Она действует везде и думаю, что и вам она присуща. И в обычной жизни мы предпочитаем окружать себя людьми, которым мы доверяем, с которыми нам проще общаться, которые нам чем-то обязаны, - это социум, это человеческие отношения. Если отвечать на ваш вопрос более конкретно, а не так расплывчато, то конечно, человек с навыками журналистики может угнездиться на телевидении, попасть в корреспондентский отдел. Если вы сумеете заразить вашего потенциального работодателя своей энергией, обучаемостью, своими навыками.

И плюс ко всему, Наша беседа подходит к концу, я бы хотела, как это ни странно, вспомнить короткое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, которое в свое время было использовано как эпиграф к программе "Очевидное и невероятное". Очень странно, что это стихотворение не было использовано там целиком. Последняя строчка была преступно утаена. Целиком оно звучит так:
"О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель"

Соответственно, уникальный человек был Александр Сергеевич, потому что в этих словах есть абсолютно все для того, чтобы человек не опускал руки. В этой сентенции все то, что должен пройти человек, чтобы достичь успеха: просвещение, опыт, при этом здорово если есть талант, но никто не отменял случай, потому что с его помощью можно обрести место в жизни. Но только пройдя весь этот путь, когда случай происходит, вы должны быть готовы, чтобы его увидеть и реализовать. Вот чего я желаю всем моим сегодняшним собеседникам - не опускать руки, смотреть на то, что происходит вокруг вас заинтересованно, стремиться менять что-то в своей жизни и бесконечно задавать себе вопросы и пытаться отвечать на них по возможности честно.

Источник: http://www.utro.ru/

останкино
Высшая Школа
Кино и Телевидения
Останкино
+7 (495) 660 33 16
График работы
Пн - Пт: с 10:00 до 19:30
Сб: с 09:30 до 18:30
Мы в соцсетях
меню