"Сам себе телевидение"

- "Сам себе телевидение"

Он успел застать закат советского телевидения и рассвет российского. Его можно увидеть на экране и услышать на радиоволне. Уже семнадцать лет он учит телезрителей делать телевидение своими руками. На вопросы журнала «Телецентр» ответил телеведущий, продюсер и просто «сам себе режиссер» Алексей Лысенков.

– Алексей, начну сразу с вопроса в лоб. Как вы считаете, вам повезло? Те многочисленные проекты, которые вы сделали, вам нравятся?
– Да, пока мне везет… Я ведь не знаю, как все дальше будет складываться. Жизнь – она разная, и что нас ждет завтра, я сегодня знать не могу. Но мне абсолютно точно повезло в том, что до сегодняшнего момента я делал только то, что мне нравится.
– До сегодняшнего момента?..
– Жизнь человека на телевидении такая непредсказуемая… Здесь нет постоянного карьерного роста. Здесь взлеты чередуются с падениями… Одних только взлетов не бывает.
– Вы ведете несколько проектов, в том числе на радио и на телевидении. Есть ли для вас между ними разница или оба формата вам одинаково нравятся?
– Разница, конечно, есть. Радио – это страсть. У меня в свое время была программа на «Русском радио», потом программа на «Авторадио», сейчас я надеюсь сделать новый радийный проект. По крайней мере, сейчас он находиться в предварительной разработке. Всегда, когда что-то новое запускаешь, первый период тягомотный: срастется - не срастется, получится – не получится. Поэтому я сейчас подробно не буду об этом говорить, чтобы не сглазить. Но, тем не менее, радио – это страсть. Мне нравиться радио аудитория, общение через микрофон… Оно какое-то теплое и домашнее. Телевидение – это, конечно же, совсем другая история. Но в каждом из этих проектов есть что-то свое. Ну, «Сам себе режиссер» – это понятно, да? Тут говорить не приходиться. Это как родной ребенок - сколько будет в эфире, столько и я с ним буду. Вариант «не пора ли поменять ведущего» возможен только в том случае, если этого захочет телеканал. А сам я этот проект точно не брошу. Что касается «Диалогов о рыбалке»… Ну, я люблю рыбалку и было бы странно, если бы я не появился в передаче о рыбной ловле. Если говорить о проекте «Москва - территория малого бизнеса», который я на протяжении нескольких лет делаю для телеканала «Столица» о малом бизнесе Москвы (у нас отснято уже больше двухсот передач), мне тоже это ужасно интересно. Мне интересны эти люди, которые своими руками, «с нуля» начинают что-то делать. Это могут быть пирожки, кофейня, производство матрасов, в общем все что угодно… И встречаться с людьми, у которых горят глаза, для которых это не просто бизнес, а, действительно, семья, мне ужасно интересно. Так же несколько лет назад меня позвали в нацпроект «Здоровье» и по заказу Роспотребнадзора мы начали делать программы по профилактике ВИЧ-инфекции в России – «СПИД. Скорая помощь». Вначале во мне сработал журналистский инстинкт: «Что это? С чем это едят?» Мы ведь знали только, что «СПИД – чума XX века». Изначально был вот такой импульс, просто журналистский инстинкт – охотника. А потом, когда я начал этим заниматься, когда стал сталкиваться с людьми, которые живут с этой бедой, естественно, все перешло совсем в другую историю... И мы много чего сделали: порядка ста документальных фильмов, репортажные программы. Сделали художественные фильмы – короткометражные получасовки в жанре докудрамы. Ведь множество людей среди ВИЧ-положительных живут с закрытым статусом, и не хотят его открывать в силу понятных причин, но при этом у них безумно интересные истории. Мы брали актеров и делали с их помощью реальную историю. Более того, поскольку мы делали проект по всей России, мы актеров брали именно местных, для того чтобы местный колорит узнавался даже по говору. Наконец, мы сделали несколько автопробегов, посвященных борьбе и профилактике СПИДа в России «СПИД. Стоп». Причем, у нас был пробег и Владивосток-Москва, и Новый Уренгой-Сочи. В общем, достаточно интересная история... Как-то повезло в жизни – не было ни одного проекта, который можно было назвать «проходняк», либо какая-то каторжная, неинтересная работа. Повезло.
– Алексей, вы заговорили о форматах. Какой формат вам ближе?
– В последнее время мои предпочтения стали меняться... На сегодняшний день мне ближе, скажем так, смесь жанров – интервью, ток-шоу и репортажа. Мне очень нравиться ездить и встречаться с людьми. Вот мы сделали порядка 50 сюжетов о русских усадьбах в ближнем и дальнем Подмосковье. Год мы делали этот проект, и это было очень интересно – мы объехали все Подмосковье, видели разрушенные и уцелевшие усадьбы, церкви, монастыри. Я и не знал, что их такое количество и что это такая красота... Мне нравится смешивать жанры. Последнее время я полюбил репортажную журналистику, как таковую. Меня часто спрашивают: «Вы семнадцать лет ведете передачу «Сам себе режиссер», вам не надоело? Ведь искренне говоря, сюжеты повторяются: кошка с собакой обязательно подерутся, пьяный обязательно упадет, жених уронит невесту... Вроде и маленькие дети все одинаковы, и наши свадьбы одинаковы, и дни рождения». Но самое интересное для меня – это встречи с людьми в студии. Приезжают не только со всей страны, но и из Израиля, еще откуда-то, я уж не говорю о странах СНГ – в общем, отовсюду, где смотрят нашу программу. Так вот, самое интересное – встречаться и разговаривать с этими людьми.
– То есть, наиболее вас привлекает именно коммуникация?
– Да. Но не только коммуникация, а и познание.
– А сам процесс производства, съемки?
– Ну, это естественно! Это страсть такая несусветная. Если уж говорить, я закончил Щукинский институт и по образованию актер драмтеатра, кино и эстрады. Поэтому все, что касается каких-то актерских дел, съемок и всего остального – это страсть, которая даже не обсуждается. У меня есть подружка Ира Шмелева, в свое время популярная советская актриса, она уехала в США, живет в Нью-Йорке, и вот она приехала в гости на Московский кинофестиваль. И вдруг ей там предложили роль в телесериале. А для этого ей надо было еще раз прилететь в Москву. И она сорвалась сразу. Ну, вы знаете сами, денег сейчас в сериалах артистам практически не платят. И тем не менее она бросила свой бизнес в Нью-Йорке, чтобы провести пять съемочных дней на площадке. Актерская зараза – неубиваемая. Ели уж ты заразился, это не лечится... Единственное, что для меня представляет серьезную проблему – это монтаж. Я могу монтировать, но для меня это  серьезное напряжение. Поэтому я стараюсь от этой работы отлынивать.
– Почему? Жалко резать свое?
– Не знаю. Может быть, жалко резать. А может потому, что процесс получается слишком медленный. Я вот пишу какие-то тексты, которые необходимо. У меня писать быстрее получается, чем монтировать. Не знаю. Это так же, как «Объясните, почему вы любите радио?» Не знаю, страсть! «Почему вы не любите монтировать?» Не знаю, не люблю!
– Возвращаясь к программе «Сам себе режиссер». Создается впечатление, что благодаря вам зритель оказывается вовлечен в телепроцесс. То есть, он делает какой-то материал и предоставляет его на телевидение…
– Более того, потом приезжает и получает свой кусок славы. Передачу «Сам себе режиссер» можно назвать программой полного цикла. Участники сами снимают материал, сами присылают его нам, сами смотрят, смеются, приезжают в студию, выбирают победителя и получают призы. Мы в данном случае берем на себя функцию провода от розетки к телевизору.
– Вы как считаете, нужно ли телезрителю быть вовлеченным, то есть разбираться в  специфике телевидения?
– Во-первых, могу сказать, что для некоторых из наших любителей, которые по нескольку раз принимали участие в передаче, это закончилось «печально». Они теперь профессионально этим всем занимаются. У нас был парень, это было очень давно, и он делал замечательные пластилиновые мультфильмы. Он несколько раз приезжал к нам несколько раз, становился победителем, и это для него закончилось «печально» – его взяло европейское MTV к себе художником монтажа и мультипликатором. Были ребята, которые тоже принимали участие в нашей передаче, снимали короткие постановочные фильмы, в результате открыли в своем городе телекомпанию… Каждый берет что-то свое. Кому это интересно, тот начинает увлекаться: он приезжает к нам в студию и узнает, как действительно снимается программа «Сам себе режиссер». Что передача не снимается подряд от «Здравствуйте» до «До свидания», что она снимается блоками, что не все сюжеты показываются во время съемок в студии, что, оказывается, в день снимается восемь программ... И еще они понимают, что восемь программ, десять часов работы и только полчаса на перерыв – это очень тяжело… То есть они приезжают посмотреть на «изнеженную звезду», условно говоря, и вдруг понимают, что это – тяжелый труд. И они уходят из студии, уже по-другому глядя на нас, на меня и так далее. И это тоже интересно.
– Вы смотрите телевизор?
– Да, еще как! У меня телевизоры напиханы по всему дому.
– Смотрите как телезритель или как телевизионщик?
– Я пытаюсь смотреть как телезритель, но у меня из этого ничего не получается. Поскольку я уже почти 25 лет на телевидении,  пришел еще к Андрею Кнышеву в «Веселые ребята», то, понятно, что я не могу просто так смотреть телевизор. Я вижу, естественно, не то, что видят остальные. И не так смотрю, как все остальные. Будь-то художественное или документальное кино, ток-шоу или развлекательная программа. Как человек, который отдал жизнь телевидению, я и телевизор смотрю профессионально.
– А что-то, какие-то передачи побуждают вас к чему-то новому? Не обязательно на российских телеканалах.
–  Честно скажу, что сегодня я не могу предсказать и проанализировать, куда пойдет телевидение в ближайшее время. Именно потому что сегодня появился интернет и телевидение ушло в интернет, потому что телевидение появилось в телефонах, есть спутниковое, кабельное, общественно-доступное телевидение… В связи с этим, честно скажу, я не могу понять точных тенденций развития, я даже не могу составить план, как оно должно развиваться. Вообще, телевидение в России движется волнами. Поскольку мы много лет были отрезаны от мирового телевизионного пространства, то и жили в своем пространстве. Кстати, советское ТВ было не самым плохим. На советском телевидении, например, был отдельный образовательный канал – четвертый, и это было очень хорошо. Но когда плотина рухнула, мы, естественно, захлебнулись в хлынувшем сюда телевидении западного образца. И для того, чтобы окончательно не захлебнуться, отечественное телевидение стало развиваться волнообразно. Сначала волной пошли сериалы. Затем волна информационного телевидения. Потом пришла волна развлекательного телевидения. Все эти волны уходили и оставались какие-то крупицы, весьма достойные надо сказать. Мы все время находились в процессе изучения того или иного телевизионного жанра. Сейчас точно также идут какие-то свои процессы…
– А сейчас есть вещи, которые взрывают мозг?
– Вспомните – когда появилось первое реалити-шоу, оно взорвало мозг. Не важно, как ты к этому относишься, плохо или хорошо, но «Большой брат» взорвал мозг. Сейчас, в связи с тем, что появляются новые технологии, наверняка должно появиться что-то тоже взрывающее мозг. Кстати, к нам сейчас очень хорошо пришла Stand-up comedy. Я сейчас даже не про Comedy Club говорю, там все-таки подготовленные скетчи, я говорю об умении импровизировать и шутить «влет», о проекте Саши Цекало и Вани Урганта «Прожекторпэрисхилтон». Я считаю, что это – очень серьезный прорыв. Когда мне говорят, что в нынешнем телевидении нет вкуса, нет того, сего, насилие и пошлость… Ребята, мы находимся в процессе постоянного познания, мы еще не догнали мировое телевизионное пространство, мы его пока изучаем. И очень хорошо, кстати, что при этом мы не теряем особенности, наработанные еще советским телевидением. Это нормальный процесс эволюции.
– Вы считаете, что в случае с «Режиссером» вы в какой-то степени зрителей образовываете в плане телевизионной науки?
– Не думаю, что в этом плане я мог их как-то обучать. Потому что любительское видео есть любительское видео.
– Но две книжки, которые у вас вышли…
– Не две, а десять. Просто в Интернете в продаже они появляются попарно. На самом деле их вышло десять, совершенно разных. Речь в них не столько о профессиональном телевидении, сколько, как раз, о любительской видеосъемке. О том, что можно сделать своими руками без особых знаний, без изучения ремесла и так далее. Для того чтобы проще было снимать своих близких и родных, проще снимать свои праздники, чтобы потом не отсматривать километры пленки, а научиться монтировать сюжеты. И фотографировать. Опять же не профессионально, а именно любительски. Если сравнивать с моим преподаванием в МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» - прим. Ред.), конечно, это – разные вещи. Сюда люди приходят получать профессиональную подготовку, будь то школа телевидения или институт.  Книжки же – это разговор с людьми, которые не собираются заниматься телевидением, но им нужны элементарные навыки, чтобы снимать своих родных, близких, свои путешествия… Попойки, наконец.
– Но преподавание вам близко?
– Ну, у меня с этим вообще «беда»! Я ведь из академической династии: у меня и мама, и бабушка всю жизнь преподавали русский язык и литературу. Я начал преподавать, еще учась в Щукинском институте, находясь на четвертом курсе. А когда окончил, остался и преподавал определенное время мастерство актера. Ребята, чьи голоса много лет звучали за кадром в передаче «Сам себе режиссер», а сейчас мы этих ребят видим в программе «6 кадров», они, собственно, были студентами первого курса, где я преподавал. Кроме того, я преподавал – так случилось в жизни – этикет в Плехановской академии, много работал с детьми, детские спектакли мы возили в США и Европу на гастроли… Это – династическое, я от этого никуда не могу деться, даже если бы захотел.
– Поэтому вы пришли в МИТРО?
– Начну издалека. Я не сторонник той точки зрения, что отечественное телевидение деградировало. Другой вопрос, что ему не хватает профессионалов. Вокруг Останкино кружит огромное количество людей, которые пытаются найти работу. И работу найти не могут. Но если вы спросите любого продюсера, вам скажут – и я могу это сказать, - что дефицит кадров сейчас сумасшедший. Потому что желающих работать много, а профессионалов мало. Наверное, я именно поэтому пришел в МИТРО, стал преподавателем, а теперь и проректором. Здесь есть возможность действительно обучать профессиональные кадры. К тому же, я считаю, что мозг, сердце и основная движущая сила любого ВУЗа – это преподавательский состав, а в МИТРО он прекрасен. Здесь очень много действующих профессионалов. Например, Саша Политковский – у него огромная преподавательская практика, и он – действующий профессиональный журналист. Или Лев Юрьевич Новоженов – точно такая же история. Янка Поплавская – очень хороша, как преподаватель… Это не значит, что любой профессионал должен преподавать, ни в коем случае! К нам на мастер-класс приходил Саша Цекало, он отработал в битком набитом конференц-зале. И его слушали, просто затаив дыхание. Он супер-профи. Но при этом сам говорит, что он – не преподаватель. Но один такой мастер-класс от настоящего профессионала многого стоит.
В этом году мы хорошо экипировались. Мы закупили камеры, телесуфлеры, монтажные, звук, свет, подписали договор с Apple и у нас будет целый класс нелинейного монтажа и звука на базе Macintosh. Подписан договор с Microsoft. У нас подписан договор с Московским энергетическим институтом на разработку нового программного обеспечения.
– Ну и последний вопрос: как бы вы сформулировали свое жизненное кредо?
– У меня на сайте выложено два афоризма, которые, может быть, кто-то когда-то сформулировал, но мне кажется, что их придумал я. Один звучит так: «Давайте легче относится к жизни, и тогда жизнь легко отнесется к вам». А второй: «Не забывайте себе завидовать, смотрясь утром в зеркало».

Беседовала Виктория Крюкова

останкино
Высшая Школа
Кино и Телевидения
Останкино
+7 (495) 660 33 16
График работы
Пн - Пт: с 10:00 до 19:30
Сб: с 09:30 до 18:30
Мы в соцсетях
меню