Радио МИТРО - прорыв в современном образовании

В.А. Голобородова: СОЗДАНИЕ РАДИО В ИНТЕРНЕТЕ КАК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ЖУРНАЛИСТИКИ


Голобородова Виктория Анатольевна,

кандидат педагогических наук,  доцент кафедры телерадиожурналистики Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино» (МИТРО).

В условиях активного использования Интернет - технологий в журналисткой деятельности происходит переосмысление значения Интернета и критериев оценки современного журналиста. К традиционному перечню профессиональных качеств уверенно добавились новые: владение основными компьютерными программами, Интернет – навигаторами, умение работать с различными источниками информации.

Для радиожурналистов сегодня появилась необходимость овладение смежными профессиями: режиссера компьютерного монтажа, музыкального редактора, программного директора, корреспондента, редактора, ведущего. Но эти задачи невозможно решать без Интернета и новых технологий.

Но как в условиях ВУЗа решить эту непростую проблему? Конечно, можно рассчитывать на прохождение практики, где студент в идеале должен получить все необходимые навыки и умения. Но реальные условия таковы, что студенты многих ВУЗов на практике на получают достаточного внимания со стороны СМИ. Причина проста. Современным журналистам некогда заниматься практикантами. Это первое. А во-вторых, у журналистов и у редакции нет материальной заинтересованности.

Получается парадоксальная ситуация. Молодые люди приобретают знания, но не могут применить их. Поэтому была предпринята попытка создать собственную радиостанцию. Интернет-Радио МИТРО.

Это дало возможность, не просто читать лекции по радиожурналистике, но и на практике обучать студентов. Учащиеся видят результат своего труда. Создав передачу, они всегда могут прослушать свой труд в эфире, оценить, сделать выводы.

Еженедельная эфирная сетка позволяет не только составлять программу вещания, но и знакомит учащихся с навыками программирования на радио. Это очень важный психологический момент, позволяющий со студенческой скамьи приобретать профессиональные навыки, работать в творческой обстановке и в тоже время делать конкурентноспособные программы.

Создав Интернет-радиостанцию, мы избежали множество проблем, с которыми сталкиваются руководителя практик. Не надо идти на поклон к главным редакторам, прося пристроить учащихся, волноваться за качество практики, и самое главное, есть возможность построить работу с наибольшей эффективностью.

Зная студентов, их сильные и слабые стороны, творческие предпочтения, педагог имеет возможность к каждому проявить индивидуальный подход. Это позволяет сделать более эффективным процесс обучения и овладение навыками профессионального радиожурналиста.

Как показала практика, в создании радиостанции необходимо четко разработать концепцию и тематическую направленность радиостанции. При этом следует иметь ввиду, что Интернет - Радио работает круглосуточно. В следствие чего возникает большая загруженность и педагога и студентов. По сути дела мы в эфире 24 часа!

Наши передачи начинаются с 6 утра. К этому времени должен быть составлен play list и сетка вещания на этот день. До 00 часов в эфире идут тематические программы. Затем в режиме нон стопа музыкальные передачи.За полгода работы мы приобрели определенный опыт. Подчеркну, что иметь функционирующее радио в институте, непросто.

Процесс создания редакций социальных программ, информационных, культурно-просветительских, детских еще продолжается. Из наиболее активных и креативных студентов формируется полноценная редакция, но говорить о том, что эта работа завершена, безусловно, рано.

Поэтому основную работу по вопросам программирования, качества и тематики передач, подбора музыкального материала передач, размещения на сервере и т.д. приходится выполнять мне, как главному редактору радиостанции.

Это дает возможность быть в курсе всех передач идущих в эфире, выявлять наиболее удачные темы, задумки, новинки…Для студентов это очень важно, они понимают, что их слушают и оценивают, причем не только преподаватель, но и радиослушатели. На нашем форуме они оставляют отзывы и пожелания для ведущих.

Но прежде чем учащийся выходит в эфир, он прослушивает курс лекций по основам и методики радиожурналистики, затем, обучается работать в программе звукового редактора vegas. Овладевает навыками работы с художественно-выразительными средствами, подбирает необходимое музыкальное оформление для передачи, создает свой музыкальный архив.

После этого процесса студент предлагает мне свою тему программы, которая должна вписываться в формат и концепцию радиостанции. Мы освещаем социальные темы, духовные и культурно-просветительские, образовательные, детские.

Примечательно, то, что учащийся сам предлагает темы для своих передач, проявляя творческое начало, заинтересованность и креативность. В нашем эфире много литературных программ: «Литературные зарисовки», «Литературная страничка», «Мамины сказки». Основу специализированных передач составляют рубрики «Наши дети», «Изнанка души», «Вояж вокруг света». Ведутся концерты по заявкам. Хорошую оценку слушателей получает еженедельная передача «Музыкальная биография».

Цикл передач «Московские зарисовки» знакомит слушателей с традициями и обычаями нашей столицы, с памятниками и достопримечательностями. Программы рубрики «Судьбы и роли» рассказывают о жизни и творчестве выдающихся актеров с мировым именем. Передача «Память» посвящена поисковым движениям. Это программа о войне, о погибших солдатах, о молодых людях, участниках поисковых отрядов, которые уверены, что каждый погибший должен быть известен и с почестями предан земле…

Следует отметить, что нам удалось создать регулярное детское вещание, которое получило достойную оценку радиослушателей. Ежедневно в эфире более 2-х часов звучат программы для маленьких радиослушателей. Студенты с большой любовью занимаются детской тематикой. Это особенно важно и актуально для воспитания подрастающего поколения.

В процессе подготовки своей программы, студенты приобретают и навыки предварительной работы перед эфиром, готовят сценарий, учатся логично излагать свои мысли, правильно структурировать передачу. В дальнейшем мы планируем организовать прямой эфир, что даст возможность сделать обучение и практику еще более эффективными.

Подобного рода проекты позволяют не только формировать профессиональные навыки у студентов, но и воспитывают в них гражданственность, государственность, патриотизм. Готовя передачу, они находят и обрабатывают новую информацию, учатся думать и анализировать. Студент начинает понимать, что радио это не только легкие разговоры диджеев, бесконечная музыка, конкурсы и веселье.

Радио - это, прежде всего, диалог со слушателем, со своими гостями, а иногда и с самим собой, о самых важных, интересных, жизненных вопросах и проблемах. И чтобы вести этот диалог, надо быть действительно профессионалом своего дела.

С уверенностью можно сказать, что после создания Интернет радиостанции интерес к обучению у студентов значительно вырос. Это позволяет сделать вывод о том, что авторская методика преподавания радиожурналистики на базе Интернет радио приносит пользу и повышает эффективность обучения и воспитания студентов.

В коротком докладе освещены не все направления создания радиостанции и организации полноценного вещания. Мы находимся в творческом поиске и постоянно совершенствуем свою работу. Тем не менее, готова ответить на интересующие вопросы участников конференции.
 

останкино
Высшая Школа
Кино и Телевидения
Останкино
+7 (495) 660 33 16
График работы
Пн - Пт: с 10:00 до 19:30
Сб: с 09:30 до 18:30
Мы в соцсетях
меню