Даниил Спиваковский: «Актер должен жечь нервные клетки»

Логотип АиФ
Даниил Спиваковский называет себя режиссером своей судьбы. Он поступил на факультет психологии МГУ, хотя с детства с удовольствием занимался в театральной студии Дворца пионеров. Будучи студентом психфака, Даниил за компанию поступил в три театральных вуза, а затем закончил и МГУ, и ГИТИС. Студентом третьего курса стал актером театра им. В. Маяковского. Сегодня многие ходят в театр, чтобы посмотреть на него в разных ролях, а он тем временем продолжает свою активную кинокарьеру.

– Даниил, в вашем детстве театр как-то присутствовал?

– Я занимался в самодеятельной студии со школы. А, наверное, лет с шести я ставил виниловую пластинку, забирался на кровать, как на сцену, и рассказывал одновременно с этой пластинкой сказки…

– А почему же тогда после школы вас привлекла психология?

– По традиции. Я воспитывался в такой атмосфере. Моя мама – доктор психологических наук, профессор МГУ. К ней часто приходили коллеги, и моя жизнь сопровождалась разговорами на темы психологии. И постепенно я начал ею увлекаться.

И, несмотря на все препятствия (Даниил не поступил с первого раза, не добрал балла и год отработал санитаром в психиатрической больнице. – Авт.), я поступил в МГУ.

Спиваковский

– Свою дипломную работу вы посвятили теме актерских страхов. Откуда она взялась?

– Я видел немало своих соучеников по ГИТИСу с такой проблемой, и они обратились ко мне за помощью. Так я и написал свой диплом. Я был в материале и понимал как актерскую кухню, так и психическую сторону человека, избравшего эту профессию. Поэтому мне было легко писать этот диплом.

– Как прошла ваша защита?

– Мне поставили пятерку, но это была, действительно, очень интересная работа. Много психологов исследует актерскую профессию, но актерскими страхами никто не занимается и такую методику, кроме меня, никто не использовал.

– Ваше второе (вернее, первое образование) вам пригождается в работе? Например, чтобы легко в нее войти и, самое главное, выйти?

– Как дополнительный опыт. Поверьте, получив новую роль, я не раскрываю учебники по психологии.

– И все же…

– Когда даже известные актеры говорят, что роль манипулирует ими, ведет и изменяет их жизнь, я считаю, что это – лукавство. И очень красивая фраза для журналистов. Если даже такое с кем-то и происходило, то я считаю, что это непрофессионально. Актер должен управлять ролью, а не наоборот.

– Вы часто говорите, что с детства не переносите скуки, и сразу же начинаете буянить и взрывать окружающую атмосферу. Можете привести пример?

– В детстве, если была скучная экскурсия, я мог одноклассников куда-нибудь увести и начать разыгрывать какие-нибудь мини-спектакли. Даже будучи уже студентом, я все время придумывал какие-то нестандартные ходы.

Например, у меня в ГИТИСе не сложились отношения с предметом, который назывался «сценическая речь».

Сейчас-то я понимаю, что это важный предмет, а тогда он мне казался скучным. И я нарушал дисциплину на этом предмете, и будоражил своих однокурсников, и, конечно же, гневил преподавателей.

Сейчас, повзрослев, я уже не нарушаю дисциплину такими молодежными приемами. Но я все равно очень не люблю, когда бывает скучно. И не только в профессии, но и в жизни. Поэтому мы с моей женой Светой и дочкой Дашей ведем очень активный образ жизни. Все время придумываем какие-то развлечения, праздники.

Спиваковский с женой

– О знакомстве с супругой вы хотели написать сценарий. Написали? Таких романтичных историй в нашей современной, прагматичной жизни не хватает. (Света – стюардесса, и их встреча произошла в прямом смысле слова на небесах. – Авт.)

– Нет. Но очень хотим. Конечно, она будет дополнена вымышленными событиями.

– Как ваши родители отнеслись к вашему небесному знакомству?

– Начнем с того, что в моей семье были мама, бабушка и дедушка. Дедушка, к тому моменту, как я встретился со Светой, к сожалению, ушел из жизни. Но мои спектакли он посещал с удовольствием. Мнение моих родных было очень важным для меня. Именно поэтому я и закончил два вуза, согласившись с их советами. Они всегда понимали, что тот выбор, который я совершал в своей жизни, даже будучи в довольно молодом возрасте, был всегда осознанным.

Что касается встречи со Светой, когда мы познакомились, я был уже не юный человек. Мои родители без всяких советов принимали мои решения как данность. В моем возрасте одобрение моей мамы было не самым главным. Важнее мне было понравиться Светиным родителям. Мне тогда было уже 36 лет, а ей только исполнилось 19!

– У вас растет дочь. Какой вы отец?

– Мы со Светой очень трепетные родители. Почему я говорю «мы»? Потому что все жизненные решения мы принимаем вместе. Моя супруга читает все мои сценарии и пьесы. И уж, конечно, мы обсуждаем все, что касается Даши. Мы всегда должны знать, что она съела, сколько котлет, какой суп, какие фрукты, во сколько она легла и проснулась. И дочка к нам очень привязана. Когда появляемся мы, все остальные: няни, бабушки, дедушки – уходят на второй план. Это – наша дочь.

– С недавних пор вы преподаете в МИТРО. Расскажите об этом ВУЗе.

– Это Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино», в котором среди прочих есть и театральный факультет. Мне неоднократно предлагали преподавать. Но я отказывался, считал, что у меня недостаточно опыта, ведь обучение студентов – очень ответственное меро­приятие. Да и времени не было. Хотя на сей раз меня уговорили за это дело взяться, и я нисколько о своей новой деятельности не жалею.

Конечно, мой график стал еще более напряженным, но ребята у меня замечательные, а первый экзамен был настолько ярким, что нас попросили его повторить. Мы повторили, и, может быть, какие-то элементы из этого экзамена мои студенты будут в дальнейшем использовать в своей карьере.

– Как вы готовитесь к своим занятиям в институте?

– Я придумываю разные задания, которые предлагаю ребятам. И, естественно, теоретическую базу я тоже им преподношу. 1 сентября я им сказал: «Я учился у Андрея Александровича Гончарова, он был моим творческим отцом. А вы – его внуки. Я вам буду передавать то, чему меня научил Гончаров».

– И чему он вас учил?

– Тому, что актер должен быть возбудим. Он должен жечь нервные клетки. Когда этого не происходит, и у актера отсутствует энергетика, которая передается зрителям в зале, мне становится скучно. Я это вообще в любой профессии не приемлю, а в актерской тем более. Это – самое главное. Герои, которых играют актеры, должны быть все время на пике событий. И в театральной драматургии, и в кинематографе. И все это я стараюсь передать своим ученикам.

– А сами как актер над чем сейчас работаете?

– В ближайшем будущем выйдут три полнометражные картины с моим участием, и мне кажутся они очень интересными. Одна из них – комедия, которая называется «Три дня с придурком», поставленная режиссером Алексеем Козловым. Сценарий этого фильма был специально написан для меня.

Затем выйдет полнометражная картина «Пирамида» об истории МММ. Я сыграл роль помощника человека, прототипом которого был Мавроди. Таже выйдут несколько телевизионных проектов. И еще есть одна работа, которая мне очень нравится. Я снимаюсь в проекте «Сталин», который наверняка получит скандальную репутацию. И благодаря этой работе список моих исторических персонажей пополнился. Я играю Суслова. Заинтригую сразу, трактовка образа моего героя очень необычна и интересна, и там много неожиданных поворотов во взаимоотношениях. Это разговор о политике тех дней.

– А за современными политическими событиями вы следите?

– А как же! Надо идти в ногу со временем, профессия актера этого требует. Мы должны впитывать и ото­бражать все происходящее вокруг нас.

Автор: Лариса Алексеенко

Источник: http://www.aif.ru

останкино
Высшая Школа
Кино и Телевидения
Останкино
+7 (495) 660 33 16
График работы
Пн - Пт: с 10:00 до 19:30
Сб: с 09:30 до 18:30
Мы в соцсетях
меню